В течение двух недель ( с 1 по 11 апреля 2014 г) прошли обучение четыре группы слушателей из восьми областей РФ: Саратовской, Архангельской, Волгоградской, Вологодской, Самарской, Ленинградской, Тюменской и Челябинской, а также представители Пермского края и шести республик: Дагестана, Бурятии, Башкортостана, Татарстана, Чувашии и Калмыкии и уже можно подводить первые итоги.
Количество слушателей, принявших участие в семинарах, отражено в таблице 1.
Таблица 1 — Сравнительный анализ слушателей: заявленных на участие и фактически прибывших
|   №  |   Количество слушателей  |  
 |  
 |  
 |  
 | ||||
|   план  |   факт  |   план  |   факт  |   план  |   факт  |   план  |   факт  | ||
|   1.  |   Группа № 1  |   27  |   21  |   
  |   
  |   
  |   
  |   
  |   
  | 
|   
  |   в %  |   100  |   77,8  |   
  |   
  |   
  |   
  |   
  |   
  | 
|   2.  |   Группа № 2  |   
  |   
  |   41  |   33  |   
  |   
  |   
  |   
  | 
|   
  |   в %  |   
  |   
  |   100  |   80,5  |   
  |   
  |   
  |   
  | 
|   3.  |   Группа № 3  |   
  |   
  |   
  |   
  |   42  |   38  |   
  |   
  | 
|   
  |   в %  |   
  |   
  |   
  |   
  |   100  |   90,5  |   
  |   
  | 
|   4.  |   Группа № 4  |   
  |   
  |   
  |   
  |   
  |   
  |   74  |   46  | 
|   
  |   в %  |   
  |   
  |   
  |   
  |   
  |   
  |   100  |   62,2  | 
Исходя из данных, приведенных в таблице 1, число фактически прибывших слушателей не соответствует числу заявленных. Если такая тенденция сохранится и дальше — придется корректировать план-график обучения.
По окончании первого модуля образовательной программы каждая группа слушателей проходит анкетирование, результаты которого представлены в таблицах 2 —6.
Таблица 2 — Отношение слушателей к Программе
|   №  |   Оценка слушателями программы обучения  |  
 |  
 |  
 |  
 | 
|   1.  |   Да, оправдало, полностью  |   7,1  |   46%  |   34,6 %  |   38,7%  | 
|   2.  |   Скорее да, чем нет  |   92,9  |   50%  |   53,8 %  |   61,3%  | 
|   3.  |   Скорее нет, чем да  |   —  |   4%  |   11,5 %  |   —  | 
|   4.  |   Не оправдало совсем  |   —  |   —  |   —  |   —  | 
В целом, большинство слушателей оценили Программу обучения положительно.
В таблице 3 представлена сравнительная оценка мнения слушателей разных групп относительно уровня трудности содержания Программы.
Таблица 3 — Сложность восприятия материала для слушателей
|   №  |   Оценка уровня трудности содержания обучения  |  
 |  
 |  
 |  
 | 
|   1.  |   Очень высокий (5 баллов)  |   —  |   15,4%  |   3,8%  |   —  | 
|   2.  |   Достаточно высокий (4 балла)  |   21,5%  |   38,5%  |   23,1%  |   19,4%  | 
|   3.  |   Средний (3 балла)  |   57,1%  |   46,1%  |   42,3%  |   54,8%  | 
|   4.  |   Ниже среднего (2 балла)  |   21,4%  |   —  |   23,1%  |   19,4%  | 
|   5.  |   Низкий (1 балл)  |   —  |   —  |   7,7%  |   6,4%  | 
Мнение слушателей относительно работы преподавательского состава менялось в положительную сторону. По сравнению с первой группой мастерство преподавателей и экспертов каждая последующая группа оценивала все выше. Работу преподавателей последних трех семинаров большинство участников оценили на «отлично», остальные дали оценку «хорошо» (табл. 3).
Таблица 4 — Удовлетворенность работой преподавательского состава
|   №  |   Оценка работы преподавательского состава по Программе  |  
 |  
 |  
 |  
 | 
|   1.  |   Отлично (5 баллов)  |   14,3%  |   53,8%  |   53,8%  |   70,9%  | 
|   2.  |   Хорошо (4 балла)  |   71,4%  |   46,2%  |   38,4%  |   29,1%  | 
|   3.  |   Приемлемо (3 балла)  |   14,3%  |   —  |   3,8%  |   —  | 
|   4.  |   Ниже среднего (2 балла)  |   —  |   —  |   3,8%  |   —  | 
|   5.  |   Плохо (1 балл)  |   —  |   —  |   —  |   —  | 
Большую роль в высоких оценках слушателей сыграло постоянное участие в обучении представителей Минэнерго РФ и компании SBS — особенного Мельникова Д.А., Артемьева С.И., Сутырина О.И.
Качество и достаточность учебно-методических материалов большинство слушателей оценили на «хорошо» (табл.5).
Таблица 5 — Удовлетворенность представленным раздаточным учебно-методическим материалом
|   №  |   Оценка раздаточного материала  |  
 |  
 |  
 |  
 | 
|   1.  |   Очень хорошее (5 баллов)  |   —  |   65,4%  |   65,4%  |   32,3%  | 
|   2.  |   Достаточно хорошее (4 балла)  |   71,5%  |   34,6%  |   34,6%  |   58,1%  | 
|   3.  |   Приемлемое (3 балла)  |   28,5%  |   —  |   —  |   6,4%  | 
|   4.  |   Недостаточное (2 балла)  |   —  |   —  |   —  |   3,2%  | 
|   5.  |   Плохое (1 балл)  |   —  |   —  |   —  |   —  | 
На руки слушатели получили папку с раздаточным материалом и распечатку презентаций трех основных лекций, однако большая часть раздаточного методического материала была представлена в электронном виде на диске, может, поэтому он сразу не был оценен участниками семинара по достоинству.
На диске представлены: презентации лекций; методические рекомендации для слушателей по реализации образовательной программы; методические рекомендации по пропаганде и популяризации энергосбережения в регионах; сборник материалов с обзором передового отечественного и зарубежного опыта в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Организацию учебного процесса в целом также большинство участников оценили положительно (табл. 6).
Таблица 6 — Удовлетворенность организацией процесса обучения
|   №  |   Оценка организации учебного процесса  |  
 |  
 |  
 |  
 | 
|   1.  |   Отлично (5 баллов)  |   28,6%  |   65,4%  |   34,6%  |   65,4%  | 
|   2.  |   Хорошо (4 балла)  |   57,1%  |   34,6%  |   65,4%  |   34,6%  | 
|   3.  |   Приемлемо (3 балла)  |   14,3%  |   —  |   —  |   —  | 
|   4.  |   Ниже среднего (2 балла)  |   —  |   
  |   
  |   
  | 
|   5.  |   Плохо (1 балл)  |   —  |   —  |   —  |   —  | 
Большинство слушателей в качестве наиболее интересных тем отметили:
1. НДТ, потенциал энергосбережения
2. Формирование государственной информационной системы; пропаганда и популяризация энергосбережения
3. Управление региональными программами энергосбережения
4. Действующая модель управления Э/Э на федеральном уровне; целевая модель управления Э/Э на федеральном и региональном уровне; современные модели управления Э/Э в регионах
5. Основные проблемы, тормозящие эффективную реализацию программ энепргосбережения
6. Методики оценки реализации новых региональных программ энергосбережения
7. Госконтроль за соблюдением требований законодательства в области энергосбережения.
В качестве основных рекомендаций слушатели предложили давать больше примеров из региональной практики, что, несомненно, будет учтено организаторами при проведении следующих семинаров.
Организаторы обучения делают все возможное для повышения качества образовательного процесса: ведется работа с преподавателями, с сайтом, открываются личные кабинеты для слушателей на портале проекта, вносятся корректировки в методические материалы, совершенствуется организация питания.
Первые две недели семинаров завершились, однако в соответствии с программой обучения, слушатели должны принять участие в профильных мероприятиях и подготовить статью или разработать предложения по корректировке региональных и муниципальных программ, нормативно-правовых документов и т.п. по энергосбережению и энергоэффективности.
За весь период обучения на образовательной площадке НИТУ «МИСиС» должно пройти около 20 групп слушателей.



