Top.Mail.Ru

Разработка научно-технологических основ упрочнения и продления срока службы ответственных элементов подвижного состава

В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от 03 октября 2014 г. № 14.581.21.0009 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» по теме: «Разработка научно-технологических основ упрочнения и продления срока службы ответственных элементов подвижного состава для обеспечения безопасности российских железных дорог» на этапе № 4 в период с 01.01.2016 г. по 30.06.2016 г. выполнялись следующие работы:

  • Проведение экспериментальных работ по термическому упрочнению боковых рам новых и после ремонтных операций с последующим термическим упрочнением образцов боковых рам для испытаний;
  • Экспериментальные исследования и испытания боковых рам после термического упрочнения по составу, структуре и механическим свойствам, в т.ч. методом АЭ;
  • Проведение лабораторных и стендовых циклических испытаний боковых рам после упрочнения объемно-поверхностной закалкой и нормализованных, после ремонта с заваркой и новых;
  • Разработка и апробация методики проведения сравнительных экспериментальных исследований чувствительности экспериментальных образцов боковых рам к концентраторам напряжения и оценки их живучести и сравнительные экспериментальные исследования и испытания чувствительности образцов боковых рам после упрочнения методом объемно-поверхностной закалки и нормализации к концентраторам напряжений и определение живучести экспериментальных образцов боковых рам;
  • Разработка и апробация методики определения характеристик трещиностойкости материала боковых рам и испытания на трещиностойкость образцов из рам;
  • Исследование механических напряжений в рамах рентгеновским методом;
  • Разработка проекта технических условий на боковые рамы тележек грузовых вагонов, термически упрочненные методом объемно-поверхностной закалки;
  • Разработка методики проведения ускоренных предсертификационных испытаний боковых рам, упрочненных методом объемно-поверхностной закалки с АЭ-мониторингом состояния рам в процессе испытаний в составе грузовых вагонов на «экспериментальном кольце» до наработки ресурса, эквивалентного 500,0 тыс. км пробега и проведение измерений АЭ в процессе разработки методики предсертификационных испытаний рам с обработкой и анализом сигналов АЭ.

При этом были получены следующие результаты:

  • технологические параметры нагрева и охлаждения боковых рам, а также термически упрочненные образцы боковых рам (новые и после ремонта с заваркой);
  • результаты экспериментальных исследований и испытаний боковых рам по составу, структуре и механическим свойствам после термического упрочнения, полностью подтвердившие результаты аналогичных исследований, проведенных ранее на фрагментах боковых рам;
  • результаты исследований и испытаний боковых рам до и после термического упрочнения методом АЭ;
  • результаты лабораторных и стендовых циклических испытаний боковых рам после термического упрочнения и нормализованных, после ремонта с заваркой и новых;
  • результаты разработки и апробирования методики проведения сравнительных экспериментальных исследований чувствительности экспериментальных образцов боковых рам к концентраторам напряжения и оценки их живучести;
  • результаты сравнительных экспериментальных исследований и испытаний чувствительности образцов боковых рам после упрочнения методом объемно- поверхностной закалки и нормализации к концентраторам напряжений, а также оценки их живучести;
  • результаты разработки и апробирования методики определения характеристик трещиностойкости материала боковых рам;
  • результаты испытаний на трещиностойкость образцов из боковых рам;
  • измеренные рентгеновским методом значения механических напряжений в рамах;
  • проект технических условий на боковые рамы тележек грузовых вагонов, термически упрочненные методом объемно-поверхностной закалки;
  • методика проведения ускоренных предсертификационных испытаний боковых рам, упрочненных методом объемно-поверхностной закалки с АЭ- мониторингом состояния рам в процессе испытаний в составе грузовых вагонов на «экспериментальном кольце» до наработки ресурса, эквивалентного 500,0 тыс. км пробега;
  • результаты измерения и анализа АЭ в процессе разработки методики предсертификационных испытаний рам, показавшие, что разработанная и смонтированная аппаратура АЭ-мониторинга показала удовлетворительную работоспособность и технологичность при проведении измерений АЭ боковых рам при движении грузового вагона.

К наиболее значимым результатам этапа относятся следующие результаты:

  • По результатам лабораторных и стендовых циклических испытаний боковых рам после термического упрочнения по двум режимам (новых и после ремонта с заваркой) показано повышение сопротивления разрушению при усталостном нагружении на 20 % после термического упрочнения по сравнению с нормализованным состоянием.
  • Экспериментально показано, что объемно-поверхностная закалка не приводит к понижению живучести боковых рам, в том числе и после ремонта с заваркой, и приводит лишь к незначительному повышению чувствительности к концентраторам напряжений в виде ремонта с заваркой дефектов. Получены новые данные о влиянии упрочнения боковых рам чувствительность к концентраторам напряжений.
  • Рентгеновским методом показано, что величина внутренних напряжений в боковой раме в нормализованном состоянии близка к нулю, в то время как в боковых рамах после объемно-поверхностной закалки по всем режимам наблюдаются сжимающие напряжений на уровне около 200 МПа.
  • Разработана новая методика определения характеристик трещиностойкости материала боковых рам. Впервые показано, что термическое упрочнение боковой рамы привело к увеличению характеристики трещиностойкости — J-интеграла в 1,5 раза, по сравнению с нормализованным состоянием.
  • Разработан проект технических условий на боковые рамы тележек грузовых вагонов после термического упрочнения, в котором сформулированы требования к прочностным свойствам, характеристикам пластичности, ударной вязкости, микроструктуры и глубины упрочненного слоя, а также обоснованы методические подходы в части видов применяемых образцов для испытаний на растяжение и зоны вырезки образцов в зависимости от расстояния от охлаждаемой поверхности пробного бруска.
  • Разработана новая методика проведения ускоренных предсертификационных испытаний боковых рам, упрочненных методом объемно-поверхностной закалки с АЭ-мониторингом состояния рам в процессе испытаний.

Задачи, поставленные при выполнении этапа № 4 Соглашения о предоставлении субсидии от 03 октября 2014 г. № 14.581.21.0009 выполнены в полном объеме и в полном соответствии с Техническим Заданием и Планом-Графиком, что позволит на заключительном этапе работы выполнить комплексные экспериментальные исследования влияния объемно-поверхностной закалки на структуру и свойства боковых рам и разработать комплект документов включая дорожную карту по проведению работ, направленных на внедрение в промышленное производство результатов ПНИЭР.

Комиссия Минобрнауки России признала обязательства по Соглашению на отчетном этапе исполненными надлежащим образом.

Участники Консорциума вузов Центрального федерального округа по развитию технологического предпринимательства на торжественной церемонии запускаУчастники Консорциума вузов Центрального федерального округа по развитию технологического предпринимательства на торжественной церемонии запуска
Финалисты акселератора НИТУ МИСИСФиналисты акселератора НИТУ МИСИС
Студенты НИТУ МИСИС заняли первое место в хакатоне AI ChallengeСтуденты НИТУ МИСИС заняли первое место в хакатоне AI Challenge
Университет МИСИС улучшил позиции в рейтинге UI GreenMetricУниверситет МИСИС улучшил позиции в рейтинге UI GreenMetric