Хотя в этой истории есть слова «Россия» и «хакинг», недавняя поездка студенческой команды университета штата Аризона (ASU) в Москву не имела ничего общего с выборами и кибербезопасностью. Хакингом занимались именно студенты — что и принесло им первое место в международном хакатоне.
Конкурс под названием VisionHack — первый международный университетский хакатон по искусственному интеллекту и компьютерному зрению для автономных транспортных средств — поставил перед 27 командами со всего мира задачу по созданию интеллектуальной подсистемы помощи водителям, способной выявлять препятствия и различные события на дороге.
Предложенное студентами ASU решение произвело впечатление на судей, в результате чего им присвоили первое место за лучшую презентацию, наиболее оригинальный подход и, соответственно, самую инновационную идею. «Разобрав» турнир как стопку матрешек, команда ASU финишировала первой среди 242 подавших заявку на участие команд. Хакатон проходил с 11 по 13 сентября в московском Национальном исследовательском технологическом университете, известном как НИТУ «МИСиС». Мероприятие было организовано университетом совместно с российской компанией «Когнитивные технологии» (Cognitive Technologies).
В команду ASU входили следующие участники: выпускник-специалист по электрической и компьютерной инженерии Сами Миан, выпускник-специалист по вычислительной технике и программному обеспечению Дэниэл Д’Суза, выпускник-специалист по конструированию программного обеспечения Александр Лампис Слотер и бакалавры по вычислительной технике и программному обеспечению Абхик Чоудхури и Эшли Мегуми Сатковски. В качестве преподавателя и наставника группу сопровождал Джаред Шёпф, выпускник колледжа Фултона и недавно назначенный директор EPICS (Engineering Projects in Community Service).
НИТУ «МИСиС» взял на себя полное финансирование поездки и пребывания в Москве команды ASU, одного из трех участвовавших в конкурсе американских университетов, наряду с Массачусетским технологическим институтом (MIT) и университетом Висконсин-Стаут. Китай на хакатоне представляли команды Пекинского университета, Харбинского политехнического института и Пекинского научно-технического университета, а Европу, помимо России, — студенты Кембриджского университета и Каталонского политехнического университета из Испании. В соревнованиях также участвовало 19 команд из различных российских вузов.
Сложная задача
Команды оценивались по шести аспектам в рамках обучения компьютера определять мосты, туннели, стеклоочистители, пешеходные переходы, лежачих полицейских и дорожные знаки, обозначающие выезд и въезд в город.
Ключевой в подходе команды ASU была система приоритетов, заявил Сами Миан, назначенный капитаном благодаря своему предыдущему опыту участия в международных конкурсах.
«Необходимо было учитывать шесть различных типов препятствий, поэтому мы рассмотрели проблему в комплексе и попытались определить, не было ли между препятствиями каких-либо параллелей, — рассказал Миан. — Затем мы определили приоритетность задач, основываясь на том, что казалось нам наиболее важным, и остановили выбор на пешеходных переходах».
Шёпф, недавно получивший докторскую степень ASU в области химической инженерии, хорошо знаком с питчингом и презентациями. Он стал не только соавтором стартапа SafeSIPP, но и наставником более 200 команд EPICS, приняв участие во многих программах развития предпринимательства и венчурных проектах ASU. Преподавателям не разрешалось помогать в решении технических задач, а вот в подготовке презентаций Шёпф с удовольствием посодействовал.
«Джаред помог нам скомпоновать мысли и связать все воедино, — сказал Миан. — Не думаю, что другие преподаватели могли бы оказать нам столь же существенную поддержку, будь то доработка презентации, мотивация к работе или же забота о том, чтобы мы прерывались и не забывали поесть».
Помимо выступления перед коллегией судей, где команда ASU и взяла первое место, на конкурсе был и чисто технический раунд. Команда заняла пятнадцатое место в общем зачете, но стала первой среди университетов США — решительно одолев MIT и Висконсин — и первой завершила задачу. Кроме того, в этом раунде они представили на рассмотрение лишь четыре из шести критериев для оценки.
«Мы не рисковали, — сказал Миан. — Решили, что потерять на этих двух критериях можем больше, чем выиграть, поэтому перестраховались и отказались от них».
По мнению команды, особую сложность представляли культурный и языковой барьеры. Получив материалы российско-ориентированного конкурса, иностранцы столкнулись с целой системой незнакомых правил, знаков и порядка движения транспортных средств. Никто в команде не знал русского, не говоря уже о понимании кириллического алфавита.
Несмотря на свое незавидное положение, на протяжении трех дней команда не покидала тот огромный зал, в котором работали все участники. Другие команды расходились по отелям, а они спали по очереди в креслах-мешках, за что и получили прозвище «лагерь ASU », рассказал Д’Суза.
Культурно-технологический обмен
Несмотря на напряженность соревнования, команде запомнилось знакомство со студентами конкурирующих университетов.
«Мне понравилось общаться с другими студентами: команда Кембриджа многое рассказала о материаловедении, а команда Харбина — о статистике», сказал Д’Суза.
Помимо соревнований, команда осмотрела достопримечательности и поучаствовала в международном фестивале изобретателей Moscow Maker Faire, который проходил с 9 по 10 сентября. Команда продемонстрировала интерфейс «человек-машина», собранный Д’Сузой на основе опыта работы в лаборатории профессора Суббарао Камбхампати. Образец показал простоту взаимодействия человека и машины, как лично, так и онлайн.
Команда отметила гостеприимность и обходительность принимающей стороны. После хакатона спонсорские компании провели культурные презентации и технологические лекции, а НИТУ «МИСиС» приставил к гостям столицы студентов-волонтеров в качестве гидов и переводчиков.
«Мне понравилось знакомство с музеями Москвы, — поведал Д’Суза. — Интересно увидеть историю с другого ракурса, особенно касаемо космической гонки. Я узнал много интересного о том периоде, когда россияне запустили первые космические станции и успешно осуществили мягкую посадку спутника на Луну.»
Шёпф был вдохновлен в равной степени пережитым и планами на повторные визиты.
«Я был в Москве впервые, но определенно вернусь сюда снова, — сказал он. — Мы получили фантастическую возможность познакомиться с русской культурой и инженерными программами университета, а также пообщаться со студентами и преподавателями других вузов».