МОСКВА, 13 мар — РИА Новости. В НИТУ «МИСиС» состоялось заседание Международного научного совета НИТУ «МИСиС», который ежегодно собирает ведущих ученых мирового уровня. Один из членов совета — известный специалист в области наноматериаловедения и наноинженерии, доктор физико-математических наук, профессор, руководитель лаборатории механики перспективных массивных наноматериалов для инновационных инженерных приложений Санкт-Петербургского государственного университета, научный руководитель Института физики перспективных материалов УГАТУ и заведующий кафедрой материаловедения и физики металлов, заслуженный деятель науки РФ, член Европейской академии наук, один из самых цитируемых ученых России (индекс Хирша — 84) Руслан Валиев рассказал РИА Новости о настоящем и будущем российского материаловедения.
Руслан Зуфарович, говорят, что ХХI век будет веком алюминия, он заменит даже сталь. Действительно ли это так?
К этому есть все основания. Правда «сталевики» говорят, что у них тоже еще много прорывных идей. И все же, я сам, как ученый, занимающийся наноалюминием, могу сказать, что мы уже сейчас получили металл гораздо прочнее обычной стали. И вполне возможно, что через несколько лет мы будем иметь самолеты и машины из этого материала. Другой вопрос в том, что нужно будет наладить массовое производство. В этом может помочь российская компания «РУСАЛ».
Действительно ли компания «РУСАЛ» явилась инициатором создания целого института на базе НИТУ «МИСиС»?
Да. И мне кажется, что это знаменательное событие для всех российских вузов. Топ-менеджеры компании «РУСАЛ» поняли, что для того, чтобы выиграть в мировой бизнес-гонке, им нужны новые сплавы. Создать сплав очень трудно, для этого необходим научный базис, а в НИТУ «МИСиС» есть научная школа для этого. И вот крупнейшая российская компания, имеющая 14 заводов по всей стране, открыла на базе «МИСиС» свой институт, он называется ИЛМиТ — Институт легких материалов и технологий. Сейчас в одном из зданий НИТУ «МИСиС» закончен ремонт, и оно заселяется исследователями. Меня, в данном случае, попросили выступить научным консультантом. По-моему, это начинание может стать очень хорошим примером для других российских компаний, которые также могут запустить, с одной стороны, процессы обновления своих технологий, а с другой стороны, серьезно поддержать развитие прикладной науки в России.
Судя по всему, проект действительно грандиозный, но что это даст обывателю?
Как раз материаловеды напрямую работают ради блага всего общества. Взять, например, обыкновенные линии электропередачи, которыми «окутана» вся Россия. Если вы снимете оплетку с проводов, то увидите, что их внутренность состоит или из меди, или из алюминия. Медь применяется все реже и реже, — чаще всего это именно алюминий. Понятно, что такой провод должен быть прочным, так как он должен выдерживать «погодные нагрузки», долгое время висеть между опорами, не рваться и так далее. Кроме того, провод должен хорошо проводить ток. Оказалось, что эти качества являются противоречащими друг другу. Если мы увеличиваем прочность алюминия, у нас падает электропроводность, — или наоборот. За последние 50-70 лет это были не материаловедческие решения, а конструкционные. Мы же придумали новую идею инновационного материала!
Создали прочный и хорошо проводящий ток провод?
Материал для провода. Мы особым образом наноструктурируем алюминий, в результате чего он становится очень прочным, а его электропроводимость значительно повышается. Я надеюсь, что когда-нибудь все линии электропередач в России будут сделаны из этого нового материала. У него масса преимуществ. Можно поставить вышки на большем расстоянии, можно удешевить производство проводов, так как они могут быть тоньше, и потерь электричества не будет совсем.