Собирать полные залы могут не только музыканты и комики. Сегодня научные лекции в формате стендапов Science Slam проходят в 25 городах России и приносят организаторам до 300 тыс. руб. прибыли за вечер
«Наши связи с микробами — это как партнерские отношения в
Вечер пятницы, ночной клуб, софиты, публика с бокалами в руках. Но вместо рок-звезд на сцене молодые ученые, которые рассказывают об устройстве адронного коллайдера, нейронных связях в головном мозге или структуре метеоритов. Так проходят научные баттлы Science Slam — шоу, где ученые доносят до неподготовленной публики идеи своих исследований. Обычно выступают пять-шесть человек, которые в формате юмористического стендапа за 10 минут излагают суть научных разработок. Лучшего спикера определяют с помощью шумомера: побеждает тот, кому громче всего аплодирует зал. Приз — боксерские перчатки как символ победы в словесном поединке.
«Science Slam приносит науку туда, где ее никогда не было — в бары и рок-клубы. Именно это создает ту неформальную атмосферу, которая привлекает сотни людей по всей России», — объясняет один из основателей научных баттлов в России Никита Соловьев.
«Нет резона заниматься научпопом за спасибо»
Превращать ученых в рок-звезд придумали в Германии. Первый Science Slam в формате «битвы ученых» прошел в 2010 году в Берлине, его организовал немецкий психолог и помощник депутата бундестага Грегор Бюнинг. За год научные баттлы охватили 30 немецких городов и вышли за пределы страны: в Великобританию, США, Австрию, Швейцарию и т.д.На одном из берлинских слэмов к Грегору Бюнингу подошла представительница Германо-Российского форума Сибилла Гросс и предложила провести шоу в России — первый прошел в 2012 году в московском Парке Горького. К Бюнингу и Гросс присоединился Сергей Савчук — владелец тренинговой компании Savchuk & Partner. В таком составе они отправились в рейд по регионам: Иваново, Томск, Екатеринбург и еще ряд городов, где искали единомышленников и помогали им в проведении первых слэмов.
В апреле 2013 года прошел первый научный баттл в Санкт-Петербурге, который организовали сооснователи интернет-издания «Бумага» Никита Соловьев, Кирилл Артеменко и Михаил Тупикин. «С Грегором Бюнингом меня познакомила моя преподавательница с журфака СПбГУ Анна Литвиненко, которая была приглашенным спикером на берлинском слэме. Мы как раз тогда запустили „Бумагу“ — издание о жизни Петербурга — и подумали, что можно соединить эти два проекта», — рассказывает Артеменко.
Чтобы оплатить организацию шоу, Соловьев и Артеменко привлекли спонсора — компанию по производству программного обеспечения JetBrains, которая вложила 50 тыс. руб. в обмен на рекламу своего бренда на мероприятии. Площадку — петербургский клуб MOD — удалось арендовать бесплатно: договорились, что гости смогут обменять билеты на напитки в баре. Из 200 руб., которые брали за билет, 150 руб. уходило в счет коктейлей, оставшиеся 50 руб. — организаторам. Но все равно пришлось потратиться на аренду светового и звукового оборудования, продвижение мероприятия.
«Мы ничего не понимали в организации мероприятий, — признает Артеменко. — Решили продавать билеты на входе, а не заранее онлайн, и даже не представляли, сколько народу к нам придет. А когда открыли двери, увидели, что очередь стоит от канала Грибоедова». В тот вечер на слэм пришли около 300 человек, о событии написали все местные СМИ, а организаторы получили небольшую прибыль — около 30 тыс. руб. Артеменко и Соловьев подписали годовой спонсорский контракт с JetBrains.
Организация следующего слэма летом 2013 года обошлась в 150 тыс. руб. (на этот раз зал пришлось арендовать) и принесла около 100 тыс. руб. прибыли. «Мы с самого начала планировали зарабатывать на баттлах. Социальная и идеологическая составляющая здесь важны, но наша единственная тогда статья доходов — реклама в „Бумаге“ — была микроскопической, а жить и развивать это направление хотелось», — объясняет Кирилл Артеменко.
В 2014 году организаторы решили выходить в Москву. Если в Санкт-Петербурге подготовка слэма обходилась в 150 тыс. руб., то в Москве —
За пять лет коллектив «Бумаги» провел в Москве и Санкт-Петербурге несколько десятков слэмов разных форматов: битва двух столиц, международный слэм, Science Slam на «Пикнике Афиши», Science Slam Art, в котором речь шла о научных исследованиях, связанных с искусством, и проч. «Одно мероприятие проходило в клубе, где я ранее был на выступлении музыкальной группы Laibach. И вот теперь на той же сцене выступали ученые. В зале было человек семьсот, — рассказывает Александр Панчин, кандидат биологических наук, лауреат премии „Просветитель“. — В тот вечер послушать лекции пришла телеведущая Елена Малышева — она искала молодые таланты, которые помогали бы писать сценарии для ее программы».
В обеих столицах слэмы — дело прибыльное: в Петербурге одно мероприятие приносит до 200 тыс. руб. прибыли, в Москве — до 300 тыс. руб. Сейчас Science Slam — одно из коммерческих направлений, которое развивает «Бумага» наряду с издательской деятельностью, другими просветительскими мероприятиями, маркетинговыми исследованиями и платными рассылками. «Я всегда хотел строить Science Slam как маленькое предприятие, — говорит Артеменко. — Нет никакого резона заниматься научпопом за спасибо».
Мозговой центр
К 2016 году Science Slam проходил более чем в 20 городах России. Чтобы скоординировать действия региональных представительств, участники движения решили создать центральный орган — Ассоциацию Science Slam. Сейчас ее возглавляет Арина Пушкина, которая с 2013 года начала проводить слэмы в родной Самаре, а через год переехала в Москву и вплотную занялась делами организации.
Ассоциация работает в форме НКО. «Мы создавали эту структуру не для того, чтобы она зарабатывала. Это центр, который помогает всему движению развиваться», — поясняет Арина Пушкина. Основные функции ассоциации — помощь в организации и проведении слэмов в регионах, поиск спонсоров и корпоративных заказчиков. «Часто ребятам из регионов сложно договориться с крупными компаниями, головной офис которых находится в Москве. Мне на месте сделать это намного проще», — говорит Пушкина. Большую часть корпоративных заказов тоже обеспечивает именно ассоциация: менеджеры по продажам связываются с потенциальными заказчиками и предлагают компаниям провести слэмы в своих региональных представительствах. 19% от суммы таких контрактов уходит ассоциации, 81% — организаторам слэма в регионе.
Все предприниматели в регионах платят символический взнос — 10 тыс. руб. в год. Ассоциация как НКО не получает прибыли, а весь доход от своей деятельности распределяет в виде зарплат между своими сотрудниками. Сейчас в ассоциации 28 участников. По словам Арины Пушкиной, за 2017 год выручка ассоциации составила 11,8 млн руб.
Наука за МКАД
В регионах собрать публику на выступления ученых сложнее, чем в Москве и Санкт-Петербурге. По словам главы Ассоциации Science Slam Арины Пушкиной, треть региональных организаторов работают в ноль или небольшой минус, остальные получают прибыль до 100 тыс. руб. за мероприятие. Чтобы сократить затраты на организацию, представители Science Slam в регионах часто обращаются за помощью к местным властям.
Например, первый баттл в Комсомольске-на-Амуре прошел за государственный счет на Конгрессе инженеров, где присутствовал губернатор края. «Это было протокольное мероприятие, пришли 150 человек — только участники конгресса и школьники. Все чинно сидели в креслах в зале», — вспоминает его организатор Екатерина Зиброва. Второй Science Slam тоже организовывали за счет бюджета, вход был бесплатным. На этот раз послушать ученых пришли уже 400 человек, и Зиброва поняла, что формат пора выводить на рынок.
Осенью 2016 года прошел первый коммерческий слэм. В этот раз зрителей было 200 человек, билеты продавались по
В Краснодаре Science Slam появился благодаря журналистке Серафиме Чичевой. Осенью 2016 года она организовала научно-популярный лекторий фонда «Эволюция», после, на Слете просветителей в Москве, познакомилась с представителем Ассоциации Science Slam России. «На юге, в частности в Краснодаре, очень ограниченное количество доступных видов досуга. Кино, театры, бары, выставки, квеструмы — то, что уже приелось. Вы скорее найдете семинар „Как найти богатого мужа“, чем интересную лекцию ученого, — рассказывает она. — Поэтому идея развивать такой интеллектуальный вид развлечений, популяризирующий большую науку, показалась мне очень крутой».
Организацией первого краснодарского слэма Чичева занялась вместе с Анной Орловой, которая откликнулась на пост Серафимы в Facebook. Чтобы стартовать, девушки привлекли двух местных спонсоров — банк и сотового оператора, а еще двоих федеральных партнеров обеспечила Ассоциация Science Slam. Совокупно спонсорские взносы составили почти 300 тыс. руб. Этого хватило на аренду паба «Красный пес» в центре города (15 тыс. руб. и обязательство «сделать кассу» выше 60 тыс. руб. за вечер), оплату света и звука, призы ученым, приглашение кавер-группы и научного шоу ArtNauka, которые выступали до и во время слэма.
«Активности до и после шоу влетели нам в копеечку, при этом люди приходили целенаправленно послушать спикеров и быстро разбегались после объявления победителей», — рассказывает Чичева. Несмотря на ошибки организации, на первом слэме Чичевой и Орловой удалось заработать 100 тыс. руб. Второй краснодарский Science Slam прошел через год, в конце марта 2018 года. «Мы научились на своих ошибках и не делали лишних телодвижений, поэтому на организации удалось сэкономить», — рассказывает Чичева. Потратили в этот раз 190 тыс. руб., но и прибыль оказалась ниже — 68 тыс. руб. Теперь она планирует проводить по два-три слэма в год, следующий должен пройти в ноябре 2018 года.
Главной проблемой организации слэмов в регионах остается поиск спонсоров. «Инвестировать в популяризацию науки готовы в основном крупные компании, головные офисы которых находятся в Москве. Мы приходим в местные представительства, а нас отправляют в центральный офис», — жалуется Екатерина Зиброва из Хабаровска. Спасают ситуацию корпоративные заказы от крупных дальневосточных компаний, филиалов государственных компаний и общественных организаций. Основный доход предпринимательнице приносит управленческий консалтинг.
Популярная экономика
Обычно Science Slam готовится полтора-два месяца. Самая трудоемкая часть — отбор и подготовка ученых, способных увлекательно говорить. Претендентов ищут в вузах и тематических группах в соцсетях, желающих обычно набираетсяОрганизаторы
В регионах ученые выступают обычно бесплатно ради популяризации своих идей, в Москве и Санкт-Петербурге им платят 5 тыс. руб. за выступление плюс оплачивают дорогу, если человек едет из Москвы в Петербург и наоборот.
Основная статья доходов организаторов Science Slam — продажа билетов. Цена на них колеблется от 250 до 700 руб. в зависимости от региона и формата мероприятия. Одни билеты очень редко покрывают все расходы на организацию. Если в регионах с барами можно договориться об аренде взамен на депозит (организаторы гарантируют, что гости Science Slam обеспечат заведению определенную выручку за вечер), то в Москве и Санкт-Петербурге за площадку почти всегда приходится платить. По словам Кирилла Артеменко, сумма за аренду бара в столице на вечер может доходить до 200 тыс. руб.
Поэтому главная задача организаторов — найти спонсора, готового покрыть основную часть расходов шоу. Чаще всего это крупные корпорации, желающие повысить узнаваемость своего бренда среди молодых интеллектуалов
«Science Slam — это хреновый бизнес, если мерить его только деньгами, — признает Кирилл Артеменко. — Но здесь важно другое. Научпоп — это некий синтез, где мы и сами удовольствие получаем, и некое социальное благо несем, и кое-какие деньги зарабатываем».
Взгляд со стороны
«Для ученого слэм — это возможность заявить о себе»
«Формат для тех, кто готов задуматься даже за кружкой пива»