Ученые из НИТУ «МИСиС» и Института физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН вместе с коллегами из Италии предложили новый способ нанесения проводящего слоя в перовскитных солнечных элементах, а также оптимизировали его толщину. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Materials Chemistry C.
Солнечные элементы на основе перовскита СH3NH3PbI3 — «восходящая звезда» в мире солнечной энергетики. Всего за пять лет их эффективность поднялась с 3 до почти 23 процентов и скорее всего будет повышаться дальше. Сейчас ученые всего мира продолжают работать над оптимизацией их работы и повышением стабильности.
Российские и итальянские химики оптимизировали получение h-транспортного слоя для перовскитных солнечных элементов. Этот слой предназначен для экстракции «дырок» (holes) — положительных носителей заряда из активного перовскитного слоя и переправки их к отрицательно заряженному электроду (одновременно с этим электроны движутся по своему e-транспортному слою к противоположному электроду).
Одним из лучших материалов для h-транспортного слоя считается оксид никеля NiO, который обычно наносят разложением комплексных солей при температуре
Вновь полученные ячейки показывали эффективность в
Также авторы статьи синтезировали элементы со слоями NiO разной толщины (10, 18 и 27 нм) и сравнили тушение люминесценции перовскита в них. Люминесценция — это возвращение материала из возбужденного состояние в исходное, при котором электрон и дырка рекомбинируют с испусканием фотона (света с определенной длиной волны). В солнечном элементе, однако, этот красивый процесс нежелателен: терять электроны и дырки на испускание света невыгодно. Если оба слоя — электронный и «дырочный» — работают хорошо, все носители заряда эффективно извлекаются из активного слоя, рекомбинации не происходит и люминесценция гасится.
Выяснилось, что с «тушением» лучше всего справились самые тонкие слои NiO (10 нм). Самыми лучшими — и по значению полученных токов, и по общей эффективности — тоже оказались ячейки с тонким слоем NiO. В более толстых слоях (18 и 27 нм) увеличивающееся сопротивление мешало успешной экстракции дырок и снижало финальную эффективность устройства.