В НИТУ «МИСиС» прошел онлайн-форум «Транснациональное образование: совместные/двойные/дуальные дипломы» в рамках программы российско-британского университетского альянса (UK-Russia University Alliance). Эксперты мирового уровня обсудили преимущества транснационального образования для университетов, студентов и сотрудников, а также основные проблемы российских и британских вузов при разработке и внедрении программ совместных/двойных дипломов. Организатор форума — НИТУ «МИСиС» при поддержке отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве.
На панельной дискуссии представители четырех активно развивающих международное сотрудничество российских вузов — НИТУ «МИСиС», МГИМО, РГГУ и НИУ ВШЭ — обсудили текущее состояние рынка транснационального образования и перспективы программ совместных, двойных и дуальных дипломов. Эксперты особенно отметили важность языковой составляющей и личного контакта.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что главным преимуществом дистанционного образования в этом контексте является сокращение издержек для университетов и обучающихся, что дает возможность большему количеству людей получить диплом зарубежного вуза. В то же время, спикеры подчеркнули, что полное погружение в культуру страны уже не представляется возможным, в том числе и из-за отсутствия личного контакта, способствующего достижению доверия.
«В НИТУ „МИСиС“ есть примеры реализации успешных проектов с образовательными учреждениями Великобритании. Например, в 2010 году при поддержке издательства Cambridge University Press мы запустили смешанную программу по изучению английского языка, которая действует до сих пор и показывает блестящие результаты. К тому же, в 2019 году нам удалось открыть школу педагогического мастерства с целью непрерывного повышения квалификации преподавателей и качества образования. Этот проект реализуется благодаря сотрудничеству с коллегами из University College London. Транснациональное образование — это нечто большее, чем входящая и исходящая академическая мобильность. Я верю, что взаимовыгодное сотрудничество в этой сфере может принести неоценимые плоды», — подчеркнул проректор по образованию НИТУ «МИСиС» Тимоти О’Коннор.
Эксперты с британской стороны рассказали об особенностях и преимуществах транснационального образования для вузов Соединенного Королевства. По словам Карен Оттэвел, директора по академическому развитию и обучению иностранных студентов Языкового центра Кембриджского университета, такие программы способствуют повышению престижа университета в других странах и помогают привлекать студентов на глобальном рынке. Кроме того, при реализации программ транснационального образования более активно развиваются связи вузов с местным бизнесом и международными организациями.
«Программы совместных, двойных и дуальных дипломов дают возможность студентам получить бесценный с учебной, культурной и языковой точки зрения международный опыт, а преподавателям расширяют возможности по работе заграницей. Для партнеров сотрудничество с британскими вузами — это доступ к высшему образованию мирового класса и повышение конкурентоспособности студентов и выпускников на рынке труда», — пояснила Карен Оттэвел.
Британские эксперты подчеркнули, что при разработке программ транснационального образования все университеты-участники должны иметь свои сильные стороны и дополнять друг друга: рынок, доступ к ресурсам, образовательное предложение и др. По мнению спикеров форума, в первых же соглашениях необходимо четко прописывать зоны ответственности и ожидания от второй стороны. Кроме того, важно определять экономические приоритеты, культурные различия и строить крепкие отношения на взаимном доверии. В этом важную роль играет языковой вопрос, так как открытая коммуникация между двумя университетами — это основа эффективной реализации программы.
«Транснациональное образование: совместные/двойные/дуальные дипломы» — шестой из восьми онлайн-форумов в рамках проекта UK-Russia University Alliance, инициированного Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве. Проводимые мероприятия посвящены самым разным темам: от вопросов академической мобильности студентов до проблемы изменения климата.
Запись трансляции форума можно посмотреть по ссылке.