Благотворительный фонд Владимира Потанина и НИТУ «МИСиС» провели онлайн-конференцию «Академическое лидерство и магистратура. Новые стратегии». В мероприятии приняли участие представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, руководство и преподаватели вузов, ведущие российские и зарубежные эксперты, представители бизнес-сообщества и победители грантового конкурса Фонда Потанина для преподавателей магистратуры.
В течение четырех дней эксперты обсуждали вопросы подготовки магистров в условиях трансформации высшего образования в связи с новыми вызовами времени, взаимосвязь академического лидерства и репутации университетов, а также важность «третьей миссии» университета для развития магистратуры.
«Вызовы времени, в котором мы живем, требуют постоянного развития и движения вперед. В образовании на первый план выходит формирование среды, подготовка востребованных кадров, устойчивость магистратуры, поддержка активной позиции преподавателей и студентов — то, что составляет такое многогранное понятие как академическое лидерство», — подчеркнула генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева.
При этом, как отметил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин, образовательные задачи университета гораздо шире, чем просто подготовка кадров. Вузы должны оперативно отвечать на новые вызовы и запросы общества, предлагая современные образовательные решения и внедряя различные модели и технологии в процесс обучения, уверен Рощин.
Магистратура будущего должна быть мультидисциплинарной, только так можно подготовить «гибких» специалистов, способных работать на стыке областей и легко обучаться новым навыкам.
Именно такой подход использовали в НИТУ «МИСиС» при создании исследовательского и образовательного гринфилда ArtTECH, действующего на стыке искусства, науки и технологий.
«Наш проект представляет технологическое искусство или ArtTECH. В рамках программы мы работаем со множеством актуальных тем и предоставляем студентам максимально широкое поле для реализации своего потенциала. Мы максимально публичны и прозрачны, поэтому приглашаем экспертов из ведущих компаний, делаем открытые выставки, в рамках которых представляем результаты обучения, ведем YouTube-канал, работаем со специалистами международного уровня, что является одним из основных преимуществ проекта. Наши выпускники станут „гибридными“ специалистами и смогут работать абсолютно в любой среде, как социальной, так и коммерческой. Это художники, бизнесмены, преподаватели — люди, перед которыми будет открыт огромный выбор востребованных профессий», — отметила директор Центра новых образовательных программ НИТУ «МИСиС» Екатерина Беляева.
Тему междисциплинарности продолжила проректор, директор Центра сетевых программ и цифрового контента АНО «Университет НТИ 2035» Екатерина Любимова: «В магистратуре должны появляться программы, ориентированные на рынок труда на более продвинутом уровне, чем бакалавриат. Сегодня вузы могут использовать качественные онлайн-программы — с одной стороны, это позволяет разнообразить учебный план и оптимизировать бюджет. С другой, вузы все чаще конкурируют с обучающими онлайн-платформами, которые предлагают быстро пройти курсы по самым разным дисциплинам. Решением для магистратуры может стать создание стартапов в качестве диплома и возможность получить реальный опыт работы в сильной команде».
Еще одной важной составляющей магистерской подготовки является практико-ориентированность. По оценке компании Boston Consulting Group, в 2020 году в мире насчитывалось порядка 1,3 миллиарда человек, чьи знания и навыки не соответствуют требованиям нанимающих их организаций. Проблема несоответствия полученного образования реальным запросам рынка труда должна решаться путем разработки стандартов и механизмов подготовки магистров, которые позволят студентам приобретать практические компетенции, отвечающие требованиям работодателей во время обучения.
Как рассказал участникам мероприятия директор Горного института НИТУ «МИСиС» Александр Мясков, в свою очередь, программы подготовки специалистов горнодобывающей отрасли полностью ориентированы на практику: «В нашем случае есть обязательный запрос от государства и партнеров на подготовку квалифицированных специалистов для работы на горнодобывающих предприятиях. В процессе обучения мы погружаем студента в работу на предприятии — фактически люди начинают свою карьеру с обучения в магистратуре».
Привлечение работодателей к разработке программ магистратуры является еще одним инструментом повышения ее эффективности. При этом для студентов обучение по программам, составленным с учетом запросов ведущих компаний, служит своего рода гарантией последующего трудоустройства и, соответственно, дополнительным стимулом поступать в магистратуру.
«Мы живем в мире, который становится все более сложным, и многие студенты не понимают, зачем им продолжать обучение в магистратуре, если можно пойти работать сразу после бакалавриата. Необходимо форсайтное мышление: в деятельность магистратуры можно интегрировать работодателей, чтобы готовить людей для работы в ведущих компаниях „под ключ“. Из мира „массовой одинаковости“ мы переходим в мир „массовой уникальности“, и магистратура должна помогать человеку выстроить свою идентичность», — заключил руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков.