Почти 30% преподавателей вузов России старше 60 лет и за последние 30 лет их доля выросла почти в 4 раза, в то время как количество молодых составляет минимум с 1988 года — к такому выводу пришли ученые Университета МИСИС, основываясь на исследовании динамики возрастной структуры преподавателей вузов. Значимость профессии отмечена решением Президента объявить 2023 год Годом педагога и наставника, поскольку преподаватели играют важную роль в формировании личности студентов. Исследование опубликовано в научном журнале «Высшее образование в России».
Профессорско-преподавательский состав российских вузов насчитывает порядка 218 тысяч человек, к которому относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента. Доктор социологических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям качества высшего образования Университета МИСИС Виктория Пугач исследовала данные государственной образовательной статистики и провела подробный анализ возрастной структуры преподавательского состава государственных вузов России.
Как оказалось, почти 30% преподавателей вузов России старше 60 лет и за последние 30 лет их процент вырос с 7,2% до 29%, в то время как количество молодых преподавателей сегодня составляет минимум с 1988 года — 24,4%. Максимальный средний возраст наблюдается у профессоров —
Более того, средний возраст преподавателей (49,9 лет в 2020 г.) оказался на 20%, или примерно на 8 лет, больше, чем у остального занятого населения (41,6 лет в 2020 г.), что может быть связано с более продолжительным обучением преподавателей.
Следует отметить, что после 2010 года произошло значительное уменьшение доли молодых преподавателей (до 30 лет) и увеличение доли преподавателей старше 65 лет, что приводит к неравномерному распределению возрастных групп в педагогическом составе. Интересно, что средний возраст ректоров составляет
«Снижение привлекательности профессии преподавателя вуза, особенно для молодёжи, дисбаланс возрастной структуры — это результат долговременных, системных изменений в труде преподавателя, по сути являющихся прекарными. Только их изменение позволит улучшить ситуацию с преподавателями в высшей школе России», — подчеркнула Виктория Пугач.
Большая часть всего преподавательского состава — около 75%, занимает должность не выше доцента, которая фактически является «стеклянным потолком» для многих преподавателей в российской высшей школе. Изменения возрастных характеристик, особенно сокращение доли молодёжи, во многом связаны с почти полным исчезновением из российских вузов преподавательских кадров, занимающих должности ассистентов и преподавателей.