В большой команде разработчиков дрона-художника участвовали студенты и выпускники НИТУ МИСИС. С помощью разработанного дрона был создан мурал современного художника Миши Most на стене корпуса Новосибирского государственного технического университета площадью порядка 300 квадратных метров. Над арт-объектом беспилотник работал 27 дней в рамках ежегодного проектно-образовательного интенсива «Архипелаг-2023». Ранее изображения такой площади и сложности не создавались с помощью дронов.
Организаторы проекта:
Университет креативных индустрий Universal University
Автономная некоммерческая организация «Университет 2035»
Предыстория. «Эволюция 2.1.»:
Миша Most — один из первых граффити-художников в России, номинант премии Кандинского, часто создает проекты на стыке искусства и технологий.
В 2017 году на своей персональной выставке в ЦСИ «ВИНЗАВОД» Миша представил масштабную персональную выставку «Эволюция 2.1» — результатом которой был эксперимент по взаимодействию человека с роботом. Центральную часть экспозиции заняло живописное панно, созданное коптером по эскизу художника. Это был первый в мире запрограммированный дрон, способный быть ассистентом художника и выполнять сложные рисунки аэрозольным баллоном.
в 2023 году, Миша Most, по приглашению Universal Univercity и Университет 2035 принял участие в интенсиве «Архипелаг 2023». В данном проекте автор видел перед собой уже более сложную задачу. Необходимо было собрать новую команду программистов и создать дрона-художника, который смог бы нарисовать на стене здания в уличном пространстве мурал размером 300 кв.м., что в свою очередь стало бы первым в мире масштабным живописным произведением созданными с помощью дрона на фасаде здания.
Первым участником команды, а в дальнейшем операционным руководителем проекта стал студент НИТУ МИСИС Георгий Бондарь.
Команда разработчиков Дрона-художника:
Андрей Коригодский в качестве технического директора, главный разработчик Олег Калачев, выпускник НИТУ МИСИС. В состав команды также вошли студенты НИТУ МИСИС Георгий Бондарь в качестве операционного директора проекта, Артем Васюник — разработчик ПО. Пилотировал дрон Илья Сучков, в качестве инженеров-разработчиков выступали Урванцев Матвей, Картвелишвили Корнели и Семён Осипенков.
Разработчики разработали конструкцию дрона и создали программную архитектуру всего проекта на основе системы управления роботами ROS. На этом фреймворке работает программа управления полётом, пользовательский интерфейс с 3D-визуализацией, система позиционирования дрона, а также программная обработка векторных изображений для их дальнейшего рисования дроном.
«Дроны-художники ранее применялись в единичных случаях, для нанесения меньших по площади изображений и не на открытом воздухе. Новой задаче, безусловно, сопутствовали технические сложности. Для реализации проекта была использована уникальная система позиционирования: всего с одной внешней камерой с ИК-фильтром, ИК-светодиодами и лидаром на дроне система позволяет определять его позицию с точностью до 1 см при рабочем поле 25×30 метров. За счет этого дрон-художник может создавать равномерную сплошную закраску и точно наносить контуры с варьируемой толщиной. Ранее в подобных проектах использовались MoCap системы, требующие множества специализированных камер для позиционирования — с ценой в десятки тысяч долларов», — рассказал студент Университета МИСИС Артем Васюник.
По словам разработчиков, на мурале изображена композиция из множества отдельных элементов, связанных с наукой, техникой, и прогрессом, в том числе и изображения самого дрона и его частей: пульта ручного перехвата, платы распределения питания, схемы расположения пропеллеров, лидара, используемого для позиционирования. Таким образом, коптер, по сути, нарисовал свой автопортрет.
«Несмотря на то, что задача рисования с помощью дрона достаточно нишевая и проект начинался как арт-эксперимент, мы планируем дальнейшее развитие системы. Ее можно будет применить как для аналогичных проектов на стыке технологии и искусства, так и для задач, связанных с покраской и рисованием в труднодоступных местах, где человеку-художнику невозможно работать на люльке или подъемнике», — добавил Артем Васюник.
Проектно-образовательный интенсив «Архипелаг-2023» проходил в Новосибирске и Новосибирской области. Участники работали над задачами в области развития отрасли беспилотных авиационных систем, повышения качества жизни людей и социального развития.