Студент 2 курса Института компьютерных наук НИТУ МИСИС Семён Трафняк — наставник школьников на олимпиадах по робототехнике. Недавно его команда завоевала гран-при на Турнире технологических сборных в Сочи — соревновании, в котором участвовало более 200 школьников из 14 регионов России. Участники представили своих роботов и продемонстрировали, как можно их запрограммировать на выполнение заданий: двигаться по заданной траектории, перевозить груз, реагировать на дистанционное управление. Семён рассказал, почему решил тренировать школьные команды и как побеждать на таких соревнованиях.
— Семён, расскажите про ваш путь в робототехнике. Как пришли к тому, чтобы готовить школьников к олимпиадам?
— Я пришел в робототехнику 13 лет назад, еще учась в школе. Когда я был в 4 классе, папа начал преподавать робототехнику, и я много общался с его коллегами — тренерами сборных. Тогда я увидел, что часто не хватает людей, которые могли бы передать опыт. В робототехнике много направлений и часто нужны глубокие знания из разных узкоспециализированных сфер: разработка электроники и печатных плат, машинное зрение, расчет нагрузки на детали механизмов. Педагоги не всегда могут помочь. В то же время, выполняя проекты на турнирах, участники сами изучают многие темы, делятся друг с другом опытом. Поступив в университет, я принял решение обучать школьников. К этому моменту я уже 11 лет участвовал в олимпиадах и накопил достаточно знаний. Сегодняшние школьники в будущем могут стать активными и опытными студентами, которых можно будет приглашать в качестве участников команд на соревнованиях.
— Что помогает готовиться? Есть ли какие-то лайфхаки для новичков?
— Самый важный навык — умение искать информацию. Часто бывает нужно найти документацию на электронные и программные компоненты робота или готовое и проверенное решение. Разработка проектов на соревнованиях помогает в учебе. Направлений робототехники много. Когда видишь конкретную задачу, проще сконцентрироваться на нужной теме, понять, как развиваться дальше. Даже если изученная технология не пригодится для решения проблемы, она может пригодиться в будущем.
Я рекомендую как можно больше участвовать в олимпиадах, соревнованиях, конференциях. На этих мероприятиях можно увидеть решения других команд, иногда — найти задания прошлых лет и потренироваться на них. Важно знакомиться с людьми: у кого-то можно будет попросить совет, кто-то позовет в свою команду и т.д.
— Как выбирать, в каких олимпиадах участвовать? Как зависит результат от формата соревнований, состава судей, темы и т.д.
— Бывают олимпиады специально для начинающих. Например, в робототехнике для школьников это турнир «Робостеп» и олимпиада Центра педагогического мастерства (ЦПМ). Некоторые олимпиады при победе дают бонусы при поступлении в вуз. Бывает, что работодатели охотнее берут студента или выпускника на работу, когда видят что он участвовал в определенных олимпиадах. Можно смотреть, насколько олимпиада популярна, нравятся ли задания и тематика.
— Самые большие трудности участия в таких соревнованиях. Как с ними справляться?
— На Турнире технологических сборных (бывшем Турнире двух столиц) трудности могут возникнуть из-за объединения отдельных команд в альянсы. Если между участниками много противоречий — результата будет добиться очень трудно. Одна из главных задач на этом турнире — сплоченность. Как и в любой команде, надо выстраивать отношения, стараться понять друг друга. Конечно, может не хватить технических навыков, но это только повод научиться новому.
— Почему стоит участвовать в таких конкурсах?
— Для сборной москвы Турнир технологических сборных — добрая традиция. Мы ездим туда не столько за победой, сколько ради встречи с друзьями и возможности решить интересную и сложную задачу. Когда турнир появился, сборная стала более дружной. В этот раз мы с ребятами из четырех альянсов вместе решали одну задачу, сидя ночью на балконе. У нас получается добрая конкуренция, все друг другу помогают.
— Как правильно настроиться перед соревнованием, чтобы выступить в полную силу?
— Это скорее с опытом приходит, но состояние очень важно. Я не раз видел, как ребята на эмоциях делали ошибки и только усугубляли ситуацию. Некоторым помогает не думать о победе, а сконцентрироваться на решении поставленной задачи. Главное — не расстраиваться, если что-то не получается. Положительный результат может быть даже без победы. В любом случае, вы получите опыт и удовольствие от решения задачи.